"Дела шли хорошо, но непонятно куда" (с) Чарльз Буковски
только я пообещала себе завязать на время с Джойсом и почитать чего-нибудь не настолько зубодробительного, и даже начала листать скопище скачанных на киндле книг, как наткнулась на "портрет художника в юности" отдельным файлом, и в другом переводе. и понеслась. в целом я не пожалела - произведение в итоге я рассмотрела детальнее, объемнее, и уже заранее знала на что обращать внимание, а что просто проходящее и не столь значимое. короче, если бы Дэвид Линч родился в конце 19го века и стал писателем, то из него получился бы Джойс. схема потребления обоих одинакова: знакомимся с произведением, идем читать критику, переознакамливаемся с произведением, идем интересоваться биографией автора и еще раз читаем критику. можно потом полирнуть повторным контактом с произведением. и даже после всего этого можно понять далеко не все. или понять, если очень повезет.
- Приходило ли тебе когда-нибудь в голову, - спросил Крэнли, - что Иисус был не тем, за кого он себя выдавал?
- Первый, кому пришла в голову эта мысль, - ответил Стивен, - был сам Иисус.
о религии в книге много. от детского наивного безоговорочного принятия всего, что говорят священники и что пишут книги, до Люциферова "Non Serviam!" к концу, через грех, страх, исповедь, сомнения и бунт. интересно что даже бунт этот - не уход от религии как таковой и не полное отрицание церковных догматов, а тоже сомнение и неопределенность.
- .. Ты же сам уверен, что наша религия - обман и что Иисус не был сыном Божьим.
- А я в этом совсем не уверен
другой большой мотив произведения - искусство и становление художника. но мне было интереснее про отношения. про них там тоже хорошо, но мало, и чтобы видеть полную картину, нужно еще прочесть "Героя Стивена", желательно до "Портрета".
из "Героя Стивена" можно выведать изнанку любовной линии
здесь же обо всей этой истории - только туманные намеки и много раздумий, "живая" Эмма появляется в поле зрения всего пару раз, и даже в єтих коротких эпизодах остается безымянной, как будто это не живая девушка, а собирательная "Она" .
И все же он чувствовал
последнее предложение по-моему выражает суть всех мужиков, нежелающих ничего предпринимать ради достижения цели, и считающих что их просто так должны любить, просто потому что вот они такие гениальные. в романе "служитель бессмертного воображения" ничего, способного завоевать девушку, не делает. более того, он по-моему вообще ничего не делает - отлынивает от пар в университете, много бродит в раздумьях, иногда бродит с друзьями и беседует с ними. все.
и позже:
Ну и хорошо! И черт с ней! Пусть себе любит какого-нибудь чистоплотного атлета с волосатой грудью, который моется каждое утро до пояса. На здоровье!
сам герой при всем наборе своих качеств к гигиене пренебрежителен, и абзацем выше этой фразы ловит у себя на шее вошь. в общем, я Эмму не виню)
и да, я снова вернулась к тому, о чем говорила с самого начала - автор, и соответственно, главный герой - эгоцентричный мудак. но это не отменяет литературной ценности произведения и его гипнотичной притягательности, заставляющей меня снова и снова возвращаться к прозе Джойса.
остались только "Поминки по Финнегану". и "Улисса" таки надо перечитать.
- Приходило ли тебе когда-нибудь в голову, - спросил Крэнли, - что Иисус был не тем, за кого он себя выдавал?
- Первый, кому пришла в голову эта мысль, - ответил Стивен, - был сам Иисус.
о религии в книге много. от детского наивного безоговорочного принятия всего, что говорят священники и что пишут книги, до Люциферова "Non Serviam!" к концу, через грех, страх, исповедь, сомнения и бунт. интересно что даже бунт этот - не уход от религии как таковой и не полное отрицание церковных догматов, а тоже сомнение и неопределенность.
- .. Ты же сам уверен, что наша религия - обман и что Иисус не был сыном Божьим.
- А я в этом совсем не уверен
другой большой мотив произведения - искусство и становление художника. но мне было интереснее про отношения. про них там тоже хорошо, но мало, и чтобы видеть полную картину, нужно еще прочесть "Героя Стивена", желательно до "Портрета".
из "Героя Стивена" можно выведать изнанку любовной линии
здесь же обо всей этой истории - только туманные намеки и много раздумий, "живая" Эмма появляется в поле зрения всего пару раз, и даже в єтих коротких эпизодах остается безымянной, как будто это не живая девушка, а собирательная "Она" .
И все же он чувствовал
последнее предложение по-моему выражает суть всех мужиков, нежелающих ничего предпринимать ради достижения цели, и считающих что их просто так должны любить, просто потому что вот они такие гениальные. в романе "служитель бессмертного воображения" ничего, способного завоевать девушку, не делает. более того, он по-моему вообще ничего не делает - отлынивает от пар в университете, много бродит в раздумьях, иногда бродит с друзьями и беседует с ними. все.
и позже:
Ну и хорошо! И черт с ней! Пусть себе любит какого-нибудь чистоплотного атлета с волосатой грудью, который моется каждое утро до пояса. На здоровье!
сам герой при всем наборе своих качеств к гигиене пренебрежителен, и абзацем выше этой фразы ловит у себя на шее вошь. в общем, я Эмму не виню)
и да, я снова вернулась к тому, о чем говорила с самого начала - автор, и соответственно, главный герой - эгоцентричный мудак. но это не отменяет литературной ценности произведения и его гипнотичной притягательности, заставляющей меня снова и снова возвращаться к прозе Джойса.
остались только "Поминки по Финнегану". и "Улисса" таки надо перечитать.
ох, отважный человек! если таки возьмешься - начни с "Героя", и только потом "Портрет", они слишком связаны, чтоб одно без другого читать. и критику, критику не забудь! и обязательно бери тот вариант, где на все есть сноски. без сносок и критики вообще даже браться не стоит.
Я почти со всеми книгами как-то так поступаю в последнее время))
По структуре напомнило мне "Мандарины" де Бовуар, там тоже три пласта: отношения, искусство=литература и становление писателя, а на макроплане вместо религии - социально-политическая нагрузка и как жить в новом обществе после войны.
Судя по отрывку, могу сказать, что у героя большие проблемы :/
Его гнев против нее разрядился в грубых насмешках над ее возлюбленным, чье имя, голос и лицо оскорбляли его униженную гордость: поп из мужиков, у которого один брат полисмен в Дублине, а другой – кухонный подручный в кабаке в Мойколлен. И этому человеку она откроет стыдливую наготу своей души, тому, кого только и выучили отправлять формальный обряд, а не ему, служителю бессмертного воображения, претворяющему насущный хлеб опыта в сияющую плоть вечно живой жизни?
автор, и соответственно, главный герой - эгоцентричный мудак
Он пишет про себя?
И да, он пишет очень автобиографично)