только я пообещала себе завязать на время с Джойсом и почитать чего-нибудь не настолько зубодробительного, и даже начала листать скопище скачанных на киндле книг, как наткнулась на "портрет художника в юности" отдельным файлом, и в другом переводе. и понеслась. в целом я не пожалела - произведение в итоге я рассмотрела детальнее, объемнее, и уже заранее знала на что обращать внимание, а что просто проходящее и не столь значимое. короче, если бы Дэвид Линч родился в конце 19го века и стал писателем, то из него получился бы Джойс. схема потребления обоих одинакова: знакомимся с произведением, идем читать критику, переознакамливаемся с произведением, идем интересоваться биографией автора и еще раз читаем критику. можно потом полирнуть повторным контактом с произведением. и даже после всего этого можно понять далеко не все. или понять, если очень повезет.
- Приходило ли тебе когда-нибудь в голову, - спросил Крэнли, - что Иисус был не тем, за кого он себя выдавал?
- Первый, кому пришла в голову эта мысль, - ответил Стивен, - был сам Иисус.о религии в книге много. от детского наивного безоговорочного принятия всего, что говорят священники и что пишут книги, до Люциферова "Non Serviam!" к концу, через грех, страх, исповедь, сомнения и бунт. интересно что даже бунт этот - не уход от религии как таковой и не полное отрицание церковных догматов, а тоже сомнение и неопределенность.
- .. Ты же сам уверен, что наша религия - обман и что Иисус не был сыном Божьим.
- А я в этом совсем не уверенне уверен, - сказал Стивен. - Он, пожалуй, скорее сын Бога, нежели сын Марии.
- Вот потому-то ты и не хочешь причащаться? - спросил Крэнли. - Ты что, и в этом не совсем уверен? Ты чувствуешь, что причастие действительно может быть телом и кровью сына Божия, а не простой облаткой? Боишься, что, может, это и вправду так?
- Да, - спокойно ответил Стивен. - Я чувствую это, и потому мне вчуже страшно.
.....
- Я многого боюсь, - сказал он, - собак, лошадей, оружия, моря, грозы, машин, проселочных дорог ночью.
- Но почему ты боишься кусочка хлеба?
- Мне кажется, - сказал Стивен, за всем тем, чего я боюсь, кроется какая-то зловещая реальность.
- Значит, ты боишься, - спросил Крэнли, - что Бог римско-католической церкви покарает тебя проклятием и смертью, если ты кощунственно примешь причастие?
- Бог римско-католической церкви мог бы это сделать и сейчас, - сказал Стивен. - Но еще больше я боюсь того химического процесса, который начнется в моей душе от лживого поклонения символу, за которым стоят двадцать столетий и могущества и благоговения. другой большой мотив произведения - искусство и становление художника. но мне было интереснее про отношения. про них там тоже хорошо, но мало, и чтобы видеть полную картину, нужно еще прочесть "Героя Стивена", желательно до "Портрета".
из "Героя Стивена" можно выведать изнанку любовной линиисуть нехитрой истории такова: главному герою нравится девушка по имени Эмма, он ходит к ней в дом на всякие светские вечера и активно посвящает ей внимание, при этом многое в ней его одновременно раздражает и отталкивает, в основном при живом общении. в своих мыслях же герой склонен идеализировать ее образ, что читать приятно, потому что красиво и возвышенно. при всем этом герой не желает обременять себя вообще ничем, будь то гражданский, церковный или еще какой долг, поэтому всерьез задуматься об отношениях и - куда уж там - о женитьбе даже не собирается, в его планах другая цель, весьма туманная: "Найти такую форму жизни или искусства, в которой его дух мог бы выразить себя раскованно, свободно". на прочную основу для создания приличной католической семьи это крайне непохоже, что не ускользает от Эммы, и свой интерес она переключает на других персонажей, и больше всего на молодого священника. раздосадованный герой после череды тягостных раздумий решает пойти вабанк, и делает девице непристойное предложение, которое не просто отбивает у нее охоту поддерживать общение, но она начинает открыто игнорировать его при встречах. здесь же обо всей этой истории - только туманные намеки и много раздумий, "живая" Эмма появляется в поле зрения всего пару раз, и даже в єтих коротких эпизодах остается безымянной, как будто это не живая девушка, а собирательная "Она" .
И все же он чувствовалИ все же он чувствовал, что, как ни унижай ее образ, как ни издевайся над ним, сам гнев его был своего рода поклонением ей. Он тогда ушел из класса полный презрения, но оно было не совсем искренним, ибо он чувствовал, что за темными глазами, на которые длинные ресницы бросали живую тень, быть может, скрывается тайна ее народа. Бродя тогда по улицам, он твердил с горечью, что она – прообраз женщин ее страны, душа, подобная летучей мыши, пробуждающаяся к сознанию себя самой в темноте, в тайне и в одиночестве, душа, которая пока еще медлит, бесстрастная и безгрешная, со своим робким возлюбленным и покидает его, чтобы прошептать свои невинные проступки в приникшее к решетке ухо священника. Его гнев против нее разрядился в грубых насмешках над ее возлюбленным, чье имя, голос и лицо оскорбляли его униженную гордость: поп из мужиков, у которого один брат полисмен в Дублине, а другой – кухонный подручный в кабаке в Мойколлен. И этому человеку она откроет стыдливую наготу своей души, тому, кого только и выучили отправлять формальный обряд, а не ему, служителю бессмертного воображения, претворяющему насущный хлеб опыта в сияющую плоть вечно живой жизни?последнее предложение по-моему выражает суть всех мужиков, нежелающих ничего предпринимать ради достижения цели, и считающих что их просто так должны любить, просто потому что вот они такие гениальные. в романе "служитель бессмертного воображения" ничего, способного завоевать девушку, не делает. более того, он по-моему вообще ничего не делает - отлынивает от пар в университете, много бродит в раздумьях, иногда бродит с друзьями и беседует с ними. все.
и позже:
Ну и хорошо! И черт с ней! Пусть себе любит какого-нибудь чистоплотного атлета с волосатой грудью, который моется каждое утро до пояса. На здоровье!сам герой при всем наборе своих качеств к гигиене пренебрежителен, и абзацем выше этой фразы ловит у себя на шее вошь. в общем, я Эмму не виню)
и да, я снова вернулась к тому, о чем говорила с самого начала - автор, и соответственно, главный герой - эгоцентричный мудак. но это не отменяет литературной ценности произведения и его гипнотичной притягательности, заставляющей меня снова и снова возвращаться к прозе Джойса.
остались только "Поминки по Финнегану". и "Улисса" таки надо перечитать.